Банкам
Вопрос-ответ
Вопрос: В каком порядке осуществляется постановка на учет банка в Агентстве?
Ответ: Банк в день подачи документов в Национальный банк для получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), направляет в Агентство заявление о принятии его на учет.
Национальный банк в день выдачи банку специального разрешения (лицензии) направляет в Агентство в письменной форме уведомление о принятом решении с указанием наименования банка, места его нахождения, даты государственной регистрации, номера специального разрешения (лицензии), а также размера нормативного капитала банка для последующего расчета размера его учетного взноса.
Банк обязан перечислить в Агентство учетный взнос в течение трех рабочих дней с даты получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты).
Агентство в день получения от банка учетного взноса принимает этот банк на учет путем включения его в реестр банков, принятых на учет.
Вопрос: Какой документ подтверждает постановку на учет банка в Агентстве?
Ответ: Агентство обязано в течение трех рабочих дней с даты включения банка в реестр банков, принятых на учет, выдать этому банку свидетельство о принятии его на учет в Агентстве.
Вопрос: Какие обязательные взносы банк обязан перечислять в резерв Агентства?
Ответ: Банки обязаны перечислять на безвозвратной основе в резерв Агентства обязательные взносы - учетный взнос и календарные взносы.
Вопрос: В каком размере перечисляется банком Агентству учетный взнос?
Ответ: Учетный взнос составляет 0,5 процента от размера нормативного капитала банка по состоянию на 1-е число месяца, в котором банком получено специальное разрешение (лицензия).
Вопрос: В каком размере перечисляются банком Агентству календарные взносы?
Ответ: Размер календарного взноса определяется исходя из размеров базовой ставки (стандартной, пониженной, чрезвычайной) и дополнительной ставки, которые применяются к расчетной базе для исчисления календарных взносов.
Базовая стандартная ставка не может превышать 0,3 процента расчетной базы.
Базовая пониженная ставка не может превышать 0,15 процента расчетной базы и применяется банками начиная с отчетного расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором размер резерва Агентства составил 5 и более процентов от общего размера расчетных баз банков, принятых на учет.
Базовая чрезвычайная ставка не может превышать 0,6 процента расчетной базы, и ее размер устанавливается Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Банки приостанавливают применение базовых ставок календарных взносов начиная с отчетного расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором размер резерва Агентства составил 10 и более процентов от общего размера расчетных баз банков, принятых на учет, и возобновляют их применение начиная с отчетного расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором размер резерва Агентства составил менее 10 процентов от общего размера расчетных баз банков, принятых на учет.
Дополнительная ставка календарных взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы, и ее размер устанавливается в зависимости от уровня рисков, принимаемых банками при осуществлении своей деятельности.
Вопрос: Каков порядок расчета и перечисления банком календарных взносов в резерв Агентства ?
Ответ: Расчет календарных взносов производится банками самостоятельно.
Календарные взносы перечисляются банком Агентству ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Вопрос: Что такое временная администрация?
Ответ:
Временная администрация является специальным органом управления банка, назначаемым Национальным банком Республики Беларусь в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З "Об урегулировании неплатежеспособности"
и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь. Порядок деятельности временной администрации устанавливается нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Вопрос: Каковы основания для назначения временной администрации?
Ответ: Национальный банк Республики Беларусь вправе назначить временную администрацию, если:
банк в установленный срок не выполняет требования Национального банка Республики Беларусь об отстранении руководителя банка либо о принятии мер по улучшению финансового состояния или реорганизации банка;
в соответствии с законодательными актами имеются основания для приостановления действия или отзыва у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
имеются основания полагать, что сложилось положение, угрожающее безопасному функционированию банка, и (или) поддержанию стабильности банковской системы, и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов банка.
Решение Национального банка Республик Беларусь о назначении временной администрации публикуется Национальным банком в его периодическом печатном издании и размещается на официальном сайте Национального банка Республик Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет в течение 15 дней со дня принятия этого решения.
Вопрос: На какой срок НБ РБ может быть назначена временная администрация в банке?
Ответ: Временная администрация может быть назначена на срок до восемнадцати месяцев.
Вопрос: При каких условиях прекращается деятельность временной администрации?
Ответ: Национальный банк Республики Беларусь принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:
при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения;
при передаче дел управляющему;
по иным основаниям, установленным нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.
Вопрос: Какие процедуры, применяются при рассмотрении дела о банкротстве банка?
Ответ: При рассмотрении дела о банкротстве банка могут применяться конкурсное производство или ликвидационное производство.
Вопрос: Требования, предъявляемые к управляющему при банкротстве банка.
Ответ: Управляющий при банкротстве банка должен соответствовать требованиям статьи 45 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З "Об урегулировании неплатежеспособности", квалификационным требованиям, установленным Национальным банком Республики Беларусь, а также иметь дополнительно специальный аттестат управляющего.
Управляющим при банкротстве банка может быть назначена по решению экономического суда организация, осуществляющая гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц, при условии соблюдения требований, установленных статьей 159 Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З "Об урегулировании неплатежеспособности". Нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь определяются объем квалификационных требований к управляющему при банкротстве банка, порядок и иные условия его специальной аттестации, в том числе основания и порядок выдачи и аннулирования специального аттестата управляющего.
Вопрос: Что такое расчетная база?
Ответ: Под расчетной базой понимается среднее арифметическое ежедневных балансовых остатков на счетах банка по учету денежных средств, размещенных физическими лицами в банковские вклады (депозиты), которые подлежат возмещению в соответствии с Законом, за каждый календарный день расчетного периода.
Вопрос: Как определяется уровень риска банка для целей расчета календарных взносов?
Ответ: Правила оценки деятельности банков в целях определения уровня принимаемых ими рисков, включая показатели оценки и методику классификации банков по группам риска, установлены Национальным банком и утверждены Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 08.02.2022 № 53.
Вопрос: Какие документы определяют требования к формату реестра обязательств банка перед физическими лицами, в том числе выступавших в качестве индивидуальных предпринимателей
Ответ: При формировании реестра обязательств банка необходимо руководствоваться следующими документами:
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 209 “О реестре обязательств банка перед физическими лицами”. Документом установлена форма и порядок формирования реестра обязательств банка перед физическими лицами;
Детальные требования с учетом использования информационных технологий к реестру обязательств банка перед физическими лицами утверждены Заместителем генерального директора государственного учреждения “Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц” Лега С.Г. 2 июня 2023 г. в документе “Формат реестра обязательств” Версия 2.1., разосланном банкам для использования в работе.
Вопрос: В каком формате формируется реестр обязательств банка?
Ответ: Реестр обязательств банка формируется в электронном виде в формате XML в кодировке UTF-8 и состоит из одного xml-документа.
Вопрос: Каким способом банк передает сформированный реестр обязательств в Агентство?
Ответ: Реестр передается в Агентство в электронном виде с использованием средств защиты информации по каналам связи. По согласованию с Агентством реестр может быть передан на внешнем носителе.
Вопрос: Возможно ли предоставление банком Агентству двух независимых реестров обязательств в формате XML отдельно по физическим лицам и отдельно по физическим лицам, выступавшим в качестве индивидуальных предпринимателей?
Ответ: Предоставление двух независимых реестров не допускается. В соответствии с документом “Формат реестра обязательств” Версия 2.1 предусмотрено формирование одного итогового реестра, включая физических лиц и физических лиц, выступавших в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вопрос: На каком языке заполняются реквизиты реестра обязательств банка?
Ответ: Все реквизиты в Форме реестра обязательств заполняются на русском языке. В случае если в предъявленных физическим лицом документах не имеется русскоязычного написания реквизита, допускается заполнение сведений о физическом лице, в том числе, выступавшем в качестве индивидуального предпринимателя, буквами латинского алфавита.
Вопрос: Как заполняются сведения при наличии обязательств банка перед физическим лицом по договору банковского счета и (или) банковского вклада (депозита), открытого на другое лицо?
Ответ: При наличии обязательств банка перед физическим лицом по договору банковского счета и (или) банковского вклада (депозита), открытого на другое лицо, сведения о физическом лице, на имя которого внесен вклад (депозит), заполняются до предъявления этим физическим лицом первого требования в отношении данного вклада (депозита). При предъявлении этим физическим лицом первого требования в отношении данного вклада (депозита) вместо сведений о физическом лице, заключившем договор банковского вклада (депозита), в реестре обязательств банка заполняются сведения о физическом лице, которое приобрело права вкладчика по данному вкладу (депозиту).